20 августа
Блуждающая флейта Татьяны Речной
В начале августа в Cactuscave прошел первый сольный концерт флейтистки Kostarev Group Татьяны Речной. Есть такой странный и не вполне объясняющий что-либо термин: «музыкант-инструменталист», и даже — «инструментальная музыка». Звучит странно, потому как, если вдуматься, вся музыка так или иначе инструментальная, ну кроме фолклорных аккапельных ансамблей. И, тем не менее, термин есть, и музыканты такие тоже. Есть Петр Акимов и его виолончель, звучащая в записях Хвоста, Арефьевой, Сили, есть чудесный Сергей Клевенский, играющий на всевозможных дудках со Смирновым, Старостиным и сам по себе. Есть Олег Сакмаров – саксафонист «Аквариума» и «Наутилиус Помпилиус» сегодня упрямо работающий над собственным проектом. Все это очень хорошие музыканты, виртуозно владеющие своим инструментом, но жизнь устроена так, что на первом плане всегда «фронтмен», а сольный концерт для флейты или виолончели – специфическая история «на любителя». Татьяна Речная, кажется, как раз из этого ряда: уже много лет на своей волшебной флейте она играет с Александром Костаревым и его Kostarev Group. Играет, как впрочем, и все в коллективе, исключительно профессионально, четко, с шиком и мастерством. На Пустых холмах этим летом Татьяна выходила на сцену много раз подряд: и с молодой группой Jazzator, и с польскими музыкантами. Собственно, Речная любит поджеймить и поэкспериментировать, а потому на сольном концерте, что так давно задумывался и мечтался, оказалось много гостей музыкантов. Сначала героиня вечера играла сольно. Играла завораживающе, волшебно, маняще: классическая флейта, сякухачи, бансури, кена органично жили в ее мире, постоянно пребывая в движении: меняясь, перекликаясь, рыча и вибрируя. Потом настала очередь гостей: Татьяна сыграла дуэтом с Катей Морозовой, Алексей Бобровский исполнил виртуозное соло на барабанах, а Kostarev Group двумя композициями завершила официальную часть концерта. В финале на сцену высыпалась сборная флейтистов-перкуссионистов - впечатления самые сильные, а сама Таня все эмоции выразила в трех словах: «Джэм был АФИГИТЕЛЬНЫЙ!!!». Когда восторги немного поутихли, нам с Татьяной Речной удалось немного поговорить: Замечательное выступление, спасибо тебе.Честно сказать, я собой не очень довольна, но, думаю, кроме меня всех моих косяков толком никто не заметил, - настроение у всех было отличное. Конечно, такой концерт играть тяжеловато, просто физически тяжело. Но я очень рада: мне, наконец, удалось на всем поиграть: и на «железке» и на бамбуковых флейтах. Мне вообще негде играть на бамбуковых дудках, а их очень очень люблю. Поэтому сегодня все вперемешку. Когда ты играешь в команде, все понятно – ты играешь другую музыку. Но у большинства людей, в число которых вхожу и я, флейта ассоциируется с классической музыкой, а у тебя в сольном проекте классики не было вообще.Почему? Были мотивы. Я очень люблю современную академическую музыку. Это нельзя назвать классикой в полном смысле слова, но и у меня есть откровенно академические пьесы. Я даже на академическом конкурсе композиторов и исполнителей второе место заняла. Честное слово. Солидные дяденьки-композиторы вполне все это восприняли как академическую музыку. Ведь, флейта – это же не академический инструмент, а в первую очередь этнический! У любого народа есть флейты, кроме, может, эскимосов – и то, чтобы к губам не примерзла … И то, у эскимосов тоже есть дудки, сама видела. В культуре любого народа флейта занимает очень большое место.Какие у тебя музыкальные предпочтения? Я не люблю именно классицизм. Я очень люблю барокко, современную академическую музыку, то есть, наверное, больше всего музыку двадцатого века и двадцать первого, соответственно, когда она уже есть. Из таких, более песенных вещей, мне нравится «Джетро Талл» (Jethro Tull), даже вовсе не за флейту, а за вокал Иэна Андерсона и за музыку, за его композиторскую деятельность. Очень люблю народную музыку, этническую, причем почти любых народов, кроме, может быть, испанской, еврейской и цыганской. На первом плане восточная и азиатская музыка. Наверное, самая-самая любимая – китайская, потому что в ней сложнейшие красивейшие оркестровки, древние традиции. Из русских музыкантов мой любимец – Егор Летов («Гражданская Оборона»). Очень его люблю: как мелодиста, как поэта, как шамана, как артиста. Я так ревела, когда он умер, мне так плохо было. Очень жалко, что я не успела с ним познакомиться. Всем кажется странным, а для меня Летов – лучший музыкант в России.С чего все началось, почему ты решила играть на флейте?Вообще мой путь флейтистки начался в пятнадцать лет. Я пришла в народный русский хор и сказала, что хочу петь. Меня не хотели брать, потому что у меня нет голоса. А мне очень хотелось играть, и, хотя у меня была блок-флейта, я сказала: «Давайте я буду на жалейке играть», – и меня взяли, потому что никто не хотел, а я захотела. Играла на жалейке, на свирелях, на вистлах. Потом очень хотела поступить в музыкальное училище на класс тубы, но меня не взяли, сказали, что это не женский инструмент, и вообще, что у меня губы маленькие. Я так подумала: «Меня не взяли на самый последний инструмент в партитуре, пойду на самый первый, значит – на флейту». И пошла на флейту.Можно сказать, что сейчас ты состоялась как музыкант? Думаю, да. Мне всегда очень нравилась идея странствующего какого-то динамичного музыканта. Будь то менестрель или монах, наверное, даже монах восточного толка, буддийского, суфий или дервиш – странствующий музыкант, который способен воплощать и творить прямо на ходу, не завися ни от кого, никого не организовывая, в общем, все делать самостоятельно. Может быть, флейта не самый менестрельский инструмент, но, я думаю, что музыка для флейты соло имеет право быть так же, как сольное пение, почему нет?Сложно выступать сольно без группы? Думаешь, повторить эксперимент?Я всегда хотела сыграть сольный концерт, но смелости не хватало, а тут что-то решилась. Друзья помогли: Саша Костарев, хозяин этого замечательного места, Володя Миловидов и Лена Савицкая (журнал «InRock»). Я надеюсь, что будет еще такой концерт. И второй, и десятый, и двадцатый. Только когда? Я сейчас в процессе записи альбома нахожусь, уже довольно долго. Думаю, что рано или поздно мне все-таки удастся его дописать.Текст: Евгений Малютин Фото: Екатерина Горохова, Евгений Малютин
|
|